Все про дизартрию

Дизартрия у детей



Этот диагноз пугает большинство родителей. Однако в наше время и с таким недугом можно справиться при условии своевременного выявления и адекватной терапии. Итак, узнаем о том, что это — дизартрия, каковы ее признаки, почему она возникает, как и всегда ли можно вылечить это заболевание?

Оглавление:

Что такое дизартрия: симптомы и причины

Так называются нарушения в произношении слов, которые происходят по причине недостаточной иннервации речевого аппарата. Речь идет о связи клеток с нервными окончаниями. У ребенка при этом наблюдается ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба. Это затрудняет артикуляцию, то есть произношение.

Почему же возникает недостаточная иннервация? Причин этого может быть несколько:

  1. Органическое поражение центральной нервной системы. При этом мускулатура лица в той или иной степени ограничена в движении. Так происходит при детском церебральном параличе, то есть нередко встречается дизартрия у детей с ДЦП.
  2. Поражения головного мозга либо его отдельных участков. Чаще всего специалисты констатируют именно эту причину недуга. А она уже может быть обусловлена недоношенностью ребенка, внутриутробной инфекцией, резус-конфликтом мамы и малыша, родовыми травмами, асфиксией, сильным токсикозом.
  3. Менингит и энцефалит, которыми переболело дитя.

Поскольку заболевание связано с нарушениями в работе ЦНС, для постановки диагноза необходимо тщательное обследование юного пациента в условиях стационара. На сегодня разработаны эффективные методы ранней диагностики заболевания. В обследовании ребенка принимают участие психотерапевты, логопеды, психологи, дефектологи, терапевты, педиатры.

Что же должно вызвать у родителей подозрение? Есть некоторые признаки дизартрии у ребенка, позволяющие папе и маме заподозрить заболевание на ранней стадии. Кроме нарушений в произношении звуков наблюдаются:


  1. Разный речевой темп и ритм, сбои в речевом дыхании.
  2. Слабость артикуляционных мышц. Это проявляется слишком плотным сжатием губ или самопроизвольным вываливанием языка наружу, повышенным слюноотделением.
  3. Кажущийся гайморит. Малыш постоянно говорит «в нос», но его гайморовы пазухи чисты, насморка нет.
  4. Искажение и пропуск звуков в словах, часто «съедаются» сразу несколько согласных.
  5. Утихание речи в конце фраз, а в середине порой кажется, что ребенок поперхнулся.
  6. Высокий и писклявый голос, который звучит неестественно.
  7. Отсутствие мелодичности речи. Девочка или мальчик говорят монотонно и медленно либо у них быстрый и невнятный поток слов, которыми они как бы захлебываются.

Если родители внимательные, то уже в раннем дошкольном возрасте (до трех лет) заметят вышеуказанные признаки недуга. Не стоит надеться на то, что с возрастом все пройдет, что малыш выговорится. Нужно поспешить к специалистам, чтобы по возможности успеть исправить ситуацию к школьному возрасту. Некоторые формы дизартрии успешно лечатся, для других же существуют коррекционные программы и специализированные формы обучения.

Виды дизартрии

Виды этой патологии, которых существует несколько, зависят от того, какая именно часть артикуляционного аппарата поражена, и какие нарушения вызывает этот недуг. По этому принципу выделяют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная — обусловлена местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции. Этот вид недуга сопровождается трудностями глотания.
  2. Мозжечковая. Поражение мозжечка проявляется растянутой речью и меняющейся громкостью.
  3. Корковая — является следствием поражения зоны коры головного мозга, которая отвечает за мышцы, участвующие в артикуляции. Корковая дизартрия сопровождается неправильным произношением слогов. При этом сохраняется общая структура слова.
  4. Экстрапирамидная. Ее еще называют подкорковой или гиперкинетической. Такой вид дизартрии возникает при нарушениях в подкорковых узлах. Он отличается невнятной и смазанной речью. Кажется, что у ребенка гайморит.
  5. Паркинсоническая — проявляется невыразительной и замедленной речью.
  6. Псевдобульбарная. Ее диагностируют при центральном параличе мышц. Главный признак этого вида дизартрии — монотонность речи.
  7. Экстрапирамидная — возникает при поражении отделов головного мозга, которые отвечают за функции лицевых мышц.
  8. Стёртая. Эта форма заболевания проявляется нарушением произношения свистящих и шипящих звуков.
  9. Холодовая — бывает симптомом миастении и проявляется нечеткостью детской речи при понижении или повышении температуры воздуха.

Различные формы речевого нарушения требуют индивидуального подхода в каждом случае и комплексного лечения. Его прогноз может составить только специалист после точной постановки диагноза и наблюдений за ходом терапии на начальном этапе.

К примеру, стёртая и холодовая дизартрия лечатся довольно успешно и оперативно. А вот бульбарная и псевдобульбарная даже при интенсивной и адекватной терапии могут остаться на всю жизнь.

Как лечить дизартрию у детей

Чаще всего это нарушение речи исправляется логопедом, если выявлено вовремя, и его степень легкая. Логопедическая коррекция — это специальные занятия с составлением речевой карты, планом занятий. Логопед выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирует выразительность речи. Вместе с родителями он работает над развитием речевой коммуникации.



Для устранения легкой формы дизартрии с детьми проводятся индивидуальные либо групповые занятия. Сложные формы недуга необходимо лечить комплексно, с назначением медикаментов, в сотрудничестве логопеда и родителей. Для детей с дефектами речи существуют специализированные школы.

Медикаментозное лечение

Чаще всего для терапии дизартрии назначаются ноотропные препараты. Медикаменты этой категории влияют на высшие функции мозга: улучшают умственную деятельность, память, облегчают обучение, стимулируют интеллектуальную деятельность дошкольника. Среди таких препаратов Пантогам, Энцефабол, Глицисед, Семакс, Фенибут, Церебролизин, Церепро.

Лечение в домашних условиях

Родители должны выполнять все рекомендации психолога, невролога и логопеда, заниматься с ребенком и дома. Как правило, коррекционные педагоги рекомендуют в домашних условиях выполнять определенный комплекс упражнений:

  1. Надувание губ и щек с удерживанием воздуха.
  2. Поочередное надувание щек, перекатывание воображаемого мячика.
  3. Движения нижней челюстью в стороны, выдвигание ее вперед.
  4. Втягивание щек, имитация сосательных движений ними.
  5. Прикусывание зубами марлевой повязки.
  6. Облизывание губ языком в разные стороны.

Также регулярно необходимо проговаривать с ребенком специальные потешки и скороговорки для развития звукопроизношения.

Массаж

Его цель — улучшение состояния речевого аппарата ребенка. Логопедический массаж устраняет повышенный и пониженный тонус мышц, улучшает технику произношения слов, активизирует возможности артикуляции. Такая манипуляция должна выполняться дефектологом или логопедом, при этом у ребенка не должно быть противопоказаний к ее проведению. А это стоматит , инфекционные вирусные недуги, герпес , рвотный рефлекс.



Инструментами логопеда для выполнения массажа служат зонды в виде шариков, усиков, грибков, улиток. Зондовый массаж выполняется в положении ребенка сидя и лежа.

Последствия и прогноз

Положительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе. Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка. Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике.

Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога.

Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования.

Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий.



Добавить комментарий

Читайте также:

Рассеянное внимание у ребенка

Развивающие игры для детей 5 лет

Воспитание ребенка в неполной семье

Рацион питания ребенка после года

В какие игры можно играть с ребёнком дома

Возрастные особенности детей

Вопрос — ответ

Последние статьи

Боярышник при грудном вскармливании

Дифтерия у детей

Развитие ребенка в 8 месяцев

Копирование информации без письменного

разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Внимание! Самолечение может привести к нежелательным последствиям! Проконсультируйтесь с врачом!

Источник: http://nashidetki.net/vospitanie-detej/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у детей: виды, симптомы, обследование, лечение

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).



Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком;
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи;
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи;
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц;
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков;
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.



Лечение дизартрии в детском возрасте

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.



Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Любое копирование запрещено без разрешения администрации.

Источник: http://www.vse-pro-detey.ru/dizartriya-u-detej/



Дизартрия

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:


  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.



4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.



Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.



При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.



На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.



Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Дизартрия — лечение в Москве

Cправочник болезней

Нарушения речи

Последние новости

  • © 2018 «Красота и медицина»

предназначена только для ознакомления


и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Дизартрия — что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы

Одной из причин частого посещения логопеда могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), однако устранить данное нарушение гораздо сложнее. Именно в таких случаях специалист употребляет термин «дизартрия».

Определение термина

Как говорят специалисты, речевая дизартрия – это нарушение речи, при котором ухудшается связь между ЦНС (центральной нервной системой) и речевым аппаратом. Данное заболевание выражается в том, что произношение отдельных звуков или слогов затруднено. Возможно искаженное их произношение. Однако невозможно выделить, какой именно звук вызывает у ребенка затруднения, поскольку нарушенной является вся произносительная часть речи.

Внешние проявления заболевания

Основным показателем дизартрии является расстройство артикуляции отдельных звуков, а также дефекты голосообразования. Это касается нарушения темпа речи ребенка, ритма и интонации. Все эти особенности могут быть выражены в разной степени и сочетании. Зависит это от многих факторов: места поражения нервной системы (центральной и периферической), а также от тяжести имеющегося нарушения и времени, когда дефект возник.

Как слышится стертая дизартрия у детей? Речь ребенка с этим дефектом со стороны слышится так, будто он не в состоянии произнести многие звуки, например шепелявит и не выговаривает, как правило, согласные звуки, некоторые частицы речи как бы «проглатывает». Неспециалист может сказать, что речь напоминает разговор с полным ртом.



Признаки дизартрии

Характеристика дизартрии включает в себя такие признаки заболевания:

  • ограничение подвижности мышц лица;
  • нечеткая речь;
  • голос может быть тихим или, наоборот, резким;
  • ритм дыхания нарушен;
  • речь может быть ускоренной или, наоборот, замедленной;
  • проблемы с жеванием, полосканием рта;
  • общая неуклюжесть;
  • трудности с ежедневными выполнениями действий, таких как шнуровка или застегивание пуговиц.

Основные причины

Дизартрия — что это такое? Это нарушение речи человека, основной причиной которого являются различные повреждения нервных центров, которые расположены непосредственно в головном мозге. Они отвечают за артикуляцию, а именно за способность человека управлять органами, которые участвуют в образовании звуков речи и произношении их.

Помимо этого, причинами дизартрии могут быть:

  • черепно-мозговые травмы различной тяжести;
  • инсульты (в наибольшей степени способствуют развитию заболевания стволовые их формы);
  • заболевания головного мозга, например, энцефалит, менингит, а также опухоль;
  • детский церебральный паралич;
  • рассеянный склероз;
  • родовые травмы или внутриутробные заболевания (инфекционные заболевания матери, токсикоз, алкоголизм, наркомания, затяжные или, наоборот, стремительные роды, асфиксия и др.).

Причины заболевания весьма специфичны, вот почему можно смело сказать, что дизартрия имеет строго определенное происхождение. В связи с этим и коррекция заболевания должна быть полностью направлена на то, чтобы устранить главный фактор, ставший причиной заболевания.

Формы дизартрии

Заболевание может быть выражено как в легкой форме, так и в тяжелой. Последняя чаще всего характерна для детей, имеющих диагноз «детский церебральный паралич», и является одной из составляющих патологии. Такие пациенты должны находиться под комплексным наблюдением как логопеда, так и врача-специалиста в особых образовательных учреждениях. В обычных дошкольных учреждениях и школах можно встретить детей с легкой степенью заболевания или так называемой стертой формой дизартрии. Эта форма проявляется в легкой степени ограничения работы артикуляционного аппарата, а также моторики ребенка, нарушениях произношения. Речь такого ребенка, как правило, окружающие понимают, но она в некоторой степени все же нечеткая.

Чему нужно учить ребенка?

Дети, у которых диагностирована стертая форма дизартрии, практически не отличаются от своих сверстников и очень редко привлекают к себе внимание. Но все же у них есть некоторые характерные особенности. В первую очередь они нечетко говорят и страдают нарушением аппетита. Им трудно пережевывать твердую пищу, поэтому такие дети часто отказываются от мяса, моркови, твердого яблока. Можно заметить, что они часто держат непережеванную пищу за щекой. Ошибкой родителей в таком случае бывает то, что из рациона эти продукты они убирают, тем самым еще больше усугубляя состояние ребенка. Лучше приучать малыша к твердой пище, правда, делать это желательно постепенно.



А вот с гигиеническими навыками все гораздо сложнее, поскольку они требуют четкого действия мышц. Ребенок с дизартрией не сможет полоскать рот, так как мышцы, которые задействованы в этом процессе, плохо развиты. Задача родителей – научить надувать щеки и удерживать таким образом воздух, перекачивать из одной стороны в другую, втягивать щеки и при этом держать губы сомкнутыми. Выполняя регулярно эти упражнения, ребенок сможет самостоятельно полоскать рот.

Шнуровать ботинки и застегивать пуговицы такие дети тоже постоянно отказываются. Для обучения эти навыкам нужно постепенно заниматься развитием мелкой моторики рук, используя для этих целей специальные упражнения. Например, сначала тренироваться выполнять данные действия на куклах или на снятой верхней одежде. Взрослый принимает в этом активное участие, а не просто пассивно наблюдает. После неоднократного повторения этих действий ребенок сможет сам себе застегивать пуговицы на одежде.

Также ребенка необходимо обучать зашнуровывать обувь. Для выработки этого навыка родителям помогут специальные фигуры из картона, на краях которых есть отверстия на расстоянии в 1 см друг от друга. Задача ребенка – продеть во все эти дырочки шнурок, который имеет металлический наконечник. Действия должны быть направлены на обматывание краев. Для поддержания интереса к подобным упражнениям фигуру можно украсить на ваше усмотрение. Можно даже позволить ребенку сделать из этой фигуры с помощью собственноручной шнуровки игрушку-подарок для лучшего друга. После многочисленных таких действий ребенок легко сможет шнуровать сначала ботинки, которые сняты с ног, а потом и непосредственно обутую обувь.

Трудности возникают и во время изобразительной деятельности. Малышам трудно держать правильно ручку и карандаш, пользоваться ножницами, а также регулировать нажим на карандаш или кисточку во время процесса. Для обучения работы с ножницами рекомендуется родителям проводить так называемые совместные действия, то есть вложить свои и пальцы ребенка в кольца ножниц и таким образом отрабатывать подобные действия. При постепенном развитии мелкой моторики можно выработать точность движений, необходимую для творческой деятельности.

Физические упражнения и любая другая подобная деятельность вызывают некоторые трудности. Стертая дизартрия у детей не позволяет выполнять движения в соответствии со слышимой музыкой.



Разновидности дизартрии

Данное заболевание может иметь различную причину возникновения, именно поэтому и выделаются разные его виды:

  1. Бульбарная дизартрия. Основной причиной этого вида заболевания является воспалительный процесс в продолговатом мозге или присутствие там опухоли. На бульбарную дизартрию указывают амимичное лицо, замедленная речь, которая в то же время является сильно невнятной и нечеткой.
  2. Спастическая или псевдобульбарная дизартрия. Данный вид заболевания является наиболее распространенным. Причинами могут быть различные органические поражения головного мозга, например, после энцефалита, родовой травмы, сильной интоксикации организма или при наличии опухоли. Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушением общей и речевой моторики ребенка, а также нарушением процессов сосания, глотания и работы лицевых мышц.
  3. Подкорковая дизартрия может возникнуть как результат поражения подкорковых узлов, которые расположены в головном мозге. Основными признаками являются нарушенный мышечный тонус и гиперкинез (движения, которые человек не контролирует). Последнее можно наблюдать и при спокойствии ребенка, однако усиливаются они, как правило, во время разговора. Данные характеристики заболевания обусловлены тем, что происходит нарушение артикуляции. Ребенок в некоторых ситуациях без проблем произносит звуки, слова и даже короткие предложения, но может через считанные секунды стать неспособным это сделать, поскольку может наступить совершенно внезапно так называемый артикуляционный спазм. Язык напрягается, а голос при этом прерывается. При подкорковой дизартрии, как правило, страдают темп, ритм речи и ее интонация.
  4. Корковая дизартрия. Что это такое? Данное заболевание выражается в затрудненных процессах выделения и распознавания. Моторику артикуляционного аппарата ребенок регулировать не может. Таким детям трудно переключаться от одного звука к другому. Это означает, что изолированно звуки произносятся без проблем, однако в едином речевом потоке они сильно искажаются, особенно это заметно при произношении комбинации согласных звуков. Если темп речи такого ребенка достаточно высок, то присутствует заикание. Стоит отметить, что этот вид заболевания распознать довольно сложно. Очень часто его путают с алалией и дислалией.
  5. Мозжечковая дизартрия у детей. Данный вид заболевания встречается очень редко, особенно в чистом виде. Основным признаком его является рубленая речь. В некоторых случаях она может сопровождаться выкриками в виде изолированных звуков.

Диагностика заболевания

Диагноз «дизартрия» (что это такое, было рассмотрено в начале статьи) может быть поставлен уже при первоначальном осмотре неврологом или логопедом. Для установления причины заболевания используются, как правило, методы обследования с использованием техники.

Самая большая трудность в процессе диагностики может быть связана с тем, что отличить дизартрию, а именно псевдобульбарную и корковую формы, от похожей дислалии достаточно сложно. Именно поэтому и используются высокотехнологические методы обследования, которые помогают достаточно легко определить причину нарушения речи. Как было сказано выше, причиной дизартрии является очаговое поражение головного мозга. Могут использоваться компьютерная или магнитно-резонансная томография мозга.

Коррекция дизартрии

Дети, у которых диагностирована дизартрия речи, нуждаются в постоянном специальном обучении, которое направлено на исправление дефектов звуковой части речи ребенка, развитие его лексического запаса, грамматического строя, навыков письма и чтения. Коррекция проводится в специализированных учебных учреждениях — школах и садах.

Логопед, который проводит коррекционные занятия, должен четко знать и понимать структуру речевого дефекта каждого вида дизартрии, механизмы моторики ребенка, как общей, так и речевой. И к каждому ребенку специалист находит индивидуальный подход, учитывая личностные особенности пациента. Независимо от того, какая у ребенка дизартрия, лечение должно быть доверено исключительно профессионалам.

Если наблюдается легкая степень этого заболевания, достаточно пройти специальный курс коррекции, а после него жить в привычных условиях и выполнять упражнения с родителями, которые прошли подробный инструктаж перед этим. А вот тяжелые формы дизартрии требуют постоянного нахождения ребенка в специализированных коррекционных заведениях (как правило, это специнтернаты), которые специализируются на обучении и воспитании детей с дефектами речи. После окончания подобного учреждения ребенок получит аттестат о неполном среднем образовании.

Вся коррекционная работа включает в себя определенные этапы:

  • логопедические занятия, которые направлены на формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи;
  • специализированные занятия, основная цель которых заключается в исправлении коммуникативной функции речи;
  • коррекция письма;
  • развитие пространственного мышления.

Развитие моторики

Вместе с проведением логопедических коррекционных занятий требуется развитие общей моторики ребенка. Хорошо зарекомендовала себя особая дыхательная гимнастика, автором которой является Стрельникова А. Н. Все упражнения направлены на развитие речевого дыхания. Помогут справиться с проблемой гирудотерапия, ЛФК, различные виды массажа, физические процедуры, направленные на укрепление организма. При проведении данных процедур ребенок должен находиться в дневном стационаре. Курс лечения, как правило, длится до 4 недель. После этого срока при положительной динамике лечение может продолжиться в амбулаторных условиях.

Для того чтобы дизартрия (что это такое, можно прочитать в начале статьи) была устранена, очень важно, чтобы родители обратились к специалистам на ранних стадиях.

Источник: http://www.syl.ru/article/184648/undefined

Дизартрия — что это такое за нарушение речи у детей. Диагностика, симптомы и методы лечения дизартрии

Мамочкам приятно услышать первые звуки ребенка, начинающего говорить. Паника появляется, когда малыш подрастает, а речь остается невнятной. Посещение доктора не добавляет радости. Обнаруживается, что это симптомы серьезного заболевания со скрытыми последствиями. Важно знать, как проявляется дизартрия речи, чтобы начать лечение.

Причины дизартрии

Нарушения произношения наблюдаются не только в малолетнем возрасте, они характерны и для взрослых. Дизартрия – что это такое, насколько опасно и поддается ли лечению? Это заболевание – нарушение функций речевого аппарата, которое спровоцировано расстройством связи его и центральной нервной системы. Обнаруживается поражение головного мозга. Оно вызывает иннервацию – повреждение снабжения тканей нервными окончаниями. Мышцы, которые задействованы в произношении звуков, парализованы или ослаблены. При этом происходит нарушение звучания речи, артикуляции.

Среди причин дизартрии у детей отмечаются мотивы, связанные с перинатальным периодом. Сюда относятся:

  • влияние токсикоза матери на плод;
  • травма мозга при родах;
  • легкий вид асфиксии плода;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания матери;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гемолитическая болезнь новорожденного.

В старшем возрасте у ребенка это заболевание является спутником ДЦП, результатом перенесенного менингита, гнойного среднего отита, энцефалита. Среди причин у взрослых отмечают:

  • сосудистые заболевания мозга;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • инфекции нервной системы;
  • инсульты;
  • опухоли;
  • атеросклероз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • церебральный паралич;
  • алкогольную интоксикацию;
  • слабоумие;
  • рассеянный склероз;
  • употребление наркотиков.

Обратите внимание!

— Грибок вас больше не побеспокоит! Елена Малышева рассказывает подробно.

— Елена Малышева- Как похудеть ничего не делая!

Симптомы дизартрии

Для течения заболевания характерно нарушение во время речи дыхания. Оно становится прерывистым, учащенным, встречается укороченный вдох. Подмечаются симптомы, связанные с дефектами артикуляции, которые вызывают:

  • спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка;
  • амимия – ослабление лицевых мускулов;
  • арефлексия – отсутствие рефлексов;
  • гипотония – неподвижность, вялость языка;
  • смена повышенного и ослабленного тонуса;
  • парез – снижение силы мышц из-за поражения нервов;
  • атония – отсутствие нормального тонуса.

Встречаются признаки дизартрии , вызванные нарушением звукопроизношения. Среди них отмечают:

  • ОНР – общее недоразвитие речи;
  • пропускание звуков;
  • слабую силу голоса;
  • искаженность звуков;
  • неритмичное дыхание;
  • смазанность речи;
  • отсутствие мимики;
  • замедленную, невыразительную речь;
  • неустойчивый ритм;
  • медленность речи;
  • смягчение твердых звуков;
  • монотонность произношения;
  • при полном параличе – немоту.

Мамам требуется обратить внимание на особые симптомы, которыми характеризуются заболевания у детей. Это поможет своевременно начать лечение. Наблюдаются такие признаки:

  • расстройство сосания;
  • подтекание молока;
  • поперхивания, срыгивания при кормлении;
  • нарушение жевания, глотания;
  • отсутствие лепета;
  • гнусавость;
  • невнятность речи;
  • позднее произношение первых звуков;
  • хриплость голоса.

Классификация дизартрии

В связи с местом размещения очага поражения, различают формы дизартрии :

  • бульбарную, для нее характерен дизартрический синдром, вызванный местным параличом мышц;
  • корковую форму, спровоцированную поражением зоны, отвечающей за артикуляцию;
  • мозжечковую – дизартричное нарушение мозжечка, вызывающее растянутость речи;
  • псевдобульбарную, вызванную центральным параличом мышц, с характерной монотонностью;
  • подкорковую (экстрапирамидную), отличающуюся невнятной речью;
  • смешанную – включающую несколько видов разной степени тяжести.

Бульбарная дизартрия

Для этой модификации заболевания характерно нарушение движений, вызванное параличом мышц, часто наблюдаемое только с одной стороны. При бульбарной дизартрии выявляются:

  • гиперсаливация – повышенное слюноотделение;
  • монотонность речи;
  • гипокинетические симптомы – нарушение общей моторики;
  • стирание звучания гласных;
  • отсутствие звонкости;
  • проблемы с кормлением грудничков – срыгивания, поперхивания.

Стертая дизартрия

Часто встречающаяся разновидность болезни вызвана микроорганическими повреждениями головного мозга. Стертую дизартрию характеризуют:

  • дрожание голоса;
  • вялость речи из-за ограниченного движения языка;
  • слюноотделение при разговоре;
  • невнятность произношения;
  • искажение звуков;
  • ускоренная речь;
  • нарушение мелкой моторики;
  • неуклюжесть;
  • плохая дикция;
  • тихий голос.

Псевдобульбарная дизартрия

Спастическое поражение мышц, отвечающих за речь, вызвано нарушениями коры головного мозга. Вследствие спазмов мускулатуры, при псевдобульбарной дизартрии отмечаются:

  • проблемы с глотанием;
  • слабый сосательный эффект у младенцев;
  • подтекание молока;
  • проблемы с координацией;
  • открытый рот;
  • невнятная, тихая, замедленная речь;
  • непроизвольный плач, смех;
  • спазм голосовых связок;
  • слабый выдох.

Корковая дизартрия

Эта форма болезни считается одним из симптомов нарушения мозгового кровообращения. Корковая дизартрия характеризуется моторными изменениями:

  • отсутствием плавности речи;
  • гнусавостью;
  • нарушениями модуляции и меняющейся громкостью;
  • замедлением темпа;
  • пропусками, заменой звуков;
  • нарушением произношения согласных;
  • нечленораздельной речью.

Подкорковая дизартрия

Причиной появления этой формы болезни становится гиперкинетическая активность, непроизвольные движения мышц при артикуляции. Подкорковая дизартрия включает такую структуру дефектов:

  • внезапные выкрики;
  • нарушение мелодики речи;
  • неточное произношение отдельных звуков;
  • сбой темпа, ритма;
  • отсутствие эмоций;
  • монотонность;
  • повреждение речевого дыхания.

Мозжечковая дизартрия

Основанием этого вида заболевания становятся поражения мозжечка. Для детей это очень редкая форма. Мозжечковая дизартрия (атактическая) имеет такие проявления, вызванные снижением тонуса языка:

  • невнятность речи;
  • вялая мимика;
  • замедленное, растянутое произношение звуков;
  • затухание голоса к окончанию фразы;
  • выраженная гнусавость;
  • нарушение модуляции ударений.

Диагностика дизартрии

Обследование больного проводят совместно логопед и невролог. Логопедическая диагностика включает компоненты:

  • состояние речевой, мимической мускулатуры;
  • характер дыхания;
  • оценку речевых функций;
  • изучение артикуляционного аппарата;
  • исследование темпа речи, ритма, звукопроизношения;
  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • синхронность дыхания, артикуляции, голосообразования.

Невролог для установки диагноза проводит исследования для выявления патологии мозга, нарушения кровотока, включающие методы томографии. Существует разница между МСКТ и КТ методами. Первый – мультиспиральный – имеет преимущество. Производится большее количество срезов при сканировании с меньшим лучевым воздействием, высокой точностью. Кроме того, применяют методы диагностики:

  • электромиографию – измерение биоэлектрической активности мышц;
  • электронейрографию – изучение проходимости нервных импульсов;
  • энцефалограмму, определяющую активность головного мозга.

Дизартрия — лечение

Родителей волнует вопрос – лечится ли дизартрия у детей? Прогноз будет положительными, если вовремя обнаружили, что стали возникать проблемы. Как лечить дизартрию? Важно провести оздоровительный курс в дошкольном возрасте – исключатся трудности обучения, обеспечится нормальное психофизическое развитие. Одно из направлений – логопедия, которая использует:

  • пальчиковые упражнения;
  • массаж языка;
  • занятия по артикуляции;
  • коррекцию произношения;
  • дыхательную гимнастику;
  • формирование выразительной речи.

В домашних условиях лечение дизартрии включает:

  • медикаментозный метод с использованием ноотропных, седативных, метаболических и сосудистых препаратов;
  • ЛФК;
  • лечебные ванны;
  • точечный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;
  • пескотерапию;
  • использование рисования;
  • сказкотерапию;
  • оздоровление при помощи контактов с животными;
  • физиопроцедуры.

Видео: что такое дизартрия у детей

Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Источник: http://sovets.net/8908-dizartriya-chto-eto-takoe.html